На базе ИСУ-152 создавали пусковые установки для ракет

Первым носителем тактических, а затем и оперативно-тактических ракет было шасси самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 "Зверобой". Ее испытания в ракетном варианте проводили специалисты Полигона из подмосковной Кубинки, которому исполняется 90 лет.

Средние танки, вооруженные управляемыми ракетами, активно испытывались в Кубинке в 1960-е годы. На вооружение приняли ИТ-1 "Дракон" на базе Т-62. Но десятилетием раньше началось тестирование различных гусеничных шасси, способных нести мощные тактические и оперативно-тактические ракеты. Наиболее подходящей тогда посчитали гусеничную базу ИСУ-152. Даже сегодня особенности тех работ во многом еще закрыты. Поэтому воспоминания одного из танкистов-испытателей Полигона, наверное, будут интересны всем, кто интересуется историей отечественной бронетехники.

Вот что рассказывал полковник-инженер Соломон Юрьевич Выгодский (он давно ушел из жизни, но успел свои воспоминания записать):

  • В начале 1950-х годов проводились интенсивные работы по созданию пусковых установок на базе танковых шасси. В одном из таких испытаний пришлось участвовать и мне в составе государственной комиссии. Начались ходовые испытания, пуски, и все шло в соответствии с программой. Машина была создана на базе шасси ИСУ-152.

Участвуя в испытаниях и находясь все время в машине, я обратил внимание на то, что условия движения слишком легкие - песчаная равнина, прямые бесконечные гравийные дороги - словом, рай земной для механика-водителя и его самоходки, с установленной на ней ракетой, да и только. На очередном совещании комиссии я выдвинул требование ужесточить условия испытаний. После длительной перепалки требование было удовлетворено, и под моим руководством в течение пяти дней подготовили ухабистую дорогу.

В первом же пробеге при преодолении ухаба оторвалась головная часть мощной ракеты. То есть, ее боеголовка, которая в проекте могла быть и ядерной. Что началось - уму непостижимо! Генеральный конструктор ракеты потребовал наказания виновного, наверное, подразумевалось меня, и срочно доложил в Москву. Прибыл первый заместитель министра и сразу вызвал на доклад.

Случился вот такой диалог:

Я объяснил, что все закономерно. Нельзя было ожидать другого. Элементарный расчет показывает, что не может головная часть массой в 1,5 тонны, расположенная консольно, не оборвать корпус ракеты, выполненный из листовой стали толщиной менее 1 мм.

  • Если вам это было сразу ясно, зачем потребовалось разрушать дорогостоящую ракету? - гневно спросил меня замминистра.

Ответил:

  • Если бы этого не произошло, вы бы не приехали, а слушать наши соображения здесь, на месте испытаний, никто не хотел. Согласитесь, лучше, что отрыв головной части произошел один раз и на испытаниях, чем если бы это случилось в войсках, на боевом дежурстве.
  • Что же делать? - растерянно спросил замминистра.
  • Да все очень просто. Надо приостановить испытания и усилить поддержку боеголовки. Предлагаю ввести дополнительную третью опору под головную часть.

Фактически я, танкист-испытатель, дал совет разработчикам новейших тогда ракетных комплексов тактического назначения о том, как проектировать пусковую установку.

Замминистра пожал мне руку, поблагодарил за подробный доклад (я привел лишь его фрагмент), дал соответствующие указания и уехал.

А дальше завертелось. Надо отдать должное Ж.Я. Котину, руководившему Кировским заводом, где выпускались ИСУ-152. Он быстро организовал проектирование и изготовление третьей опоры, которую оперативно смонтировали на машине. Последующие испытания с пробегом по ухабистым и твердым дорогам на максимально допустимых скоростях показали, что введенная опора исключает опасность отрыва головной части. Успешный пуск ракеты после длительного пробега подтвердил это.

На базе ИСУ-152 создавали пусковые установки для ракет

Пусковая установка 2П4 с ракетой 3Р2 тактического ракетного комплекса 2К4 "Филин" в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.

С.Ю. Выгодский вспоминал об испытаниях твердотопливной тактической ракеты системы 2К1 "Марс". В то время также испытывалась во многом аналогичная система 2К4 "Филин". Их головным разработчиком был НИИ-1 (ныне ставший легендарным Московский институт теплотехники). Позже на базу ИСУ-152 пытались установить оперативно-тактическую ракету Р-17 на жидком топливе.

Четыре гусеничных пусковых установки на базе ИСУ-152 с ракетами Р-17 прошли по Красной площади в военном параде 7 ноября 1961 года. Позже ракету усовершенствовали и усилили. В качестве базы выбрали специально созданное колесное шасси. В мировую историю эта ракета вошла как "Скад". Но начиналось все с гусеничной самоходки "Зверобой" - ИСУ-152, испытания которой как ракетоносителя вели танкисты Полигона из Кубинки. Они же, кстати, тестировали и колесную платформу "Скада".

На базе ИСУ-152 создавали пусковые установки для ракет

Пусковая установка 2П19 ракетного комплекса 9К72 "Эльбрус" на базе ИСУ-152К в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга.